Остров Раиатеа: мараэ Тапутапуатеа и центр полинезийского треугольника

Как это бьётся с научными данными о заселении Океании, хорошо известным читателям этого блога? Ведь сначала часть островов были освоены людьми австралоидной расы, распространявшихся откуда-то из Азии и Индостана 50 тысяч лет назад. Потом, уже обитаемые, острова заново открыли полинезийцы, которые вышли со свой прародины—Тайваня, и, постепенно, продвигаясь на восток и в разной пропорции культурно и генетически смешиваясь с австралоидами и азиатами вложились в меланезийцев, микронезийцев и, наконец, в 900 годах до н.э. заселили западные полинезийские острова — Тонгу и Самоа.

И вот тут возникает более чем 1000-летняя пауза в колонизации новых островов: в Восточной Полинезии (на островах Общества) жители появляются между 300 и 800 годами уже нашей эры. Судя по тому, что у жителей Самоа мифов о прародине нет, а большой остров Самоа называется как раз Савайи (Savaiʻi), миф появляется где-то по дороге между Савайи и Раротонгой.
Остров Раиатеа: мараэ Тапутапуатеа и центр полинезийского треугольника

Архипелаг Общества, Таити и Раиатеа — самые крупные и плодородные острова в центре Полинезийского треугольника, начинают рождать и выталкивать во всё стороны новых полинезийских переселенцев; именно отсюда люди начали двигаться в сторону Гавайских островов, на Рапа-Нуи (остров Пасхи) и на Аотеароа (в Новую Зеландию).

Мараэ Тапутапуатеа — одно из старых, по восточно-полинезийским меркам, святилищ (1000 год н.э.), его построили вначале для Таароа, но постепенно Тапутапуатеа становится храмом бога войны Оро (ʻOro). Капитаны, священники и поселенцы разносят всё более популярный и мощный культ Оро — просто так или в рамках секретного ордена Arioi. Тапутапуатеа становится местом обучения и советов священников и капитанов со всей Полинезии, разрастается в самый крупный храмовый комплекс Полинезии, и во многих священных мараэ современного Полинезийского треугольника есть камень, привезённый с Тапутапуатеи.

И эти события не какие-то чудовищно древние — если становление культа Оро приходится на 1500-е гг, большинство мараэ построены в с конца 1400-х по 1700-е гг, то, получается, это произошло совсем незадолго до европейского контакта и отмены европейцами полинезийского язычества. Понятная картинка — 1883-й, Полинезия уже захвачена Францией, Россия собирается спасать хотя бы микронезийцев:
Остров Раиатеа: мараэ Тапутапуатеа и центр полинезийского треугольникаКарта Николая Николаевича Миклухо-Маклая предполагаемых территориальных приобретений России в Тихом океане, поданная в письме Александру III, декабрь 1883 год.

Мараэ — основа древнего полинезийского общества, площадки для социальных и религиозных ритуалов, места встреч людей друг с другом, с богами и предками.

Тапутапуатеа обладала общецивилизационной значимостью. Там, где полинезийским королям и вождям (ariʻi) удавалось объединить под собой целые архипелаги или хотя бы острова, возникали принадлежащие им мараэ островного значения — появляясь вместе с властью и подтверждая право на власть. «Сети» мараэ сопутствовали политическим и военным союзам вождей (как матримониальные или религиозные династические союзы в Европе и Азии). Типичное королевство, однако, было размером с долину, и в каждой деревне были свои мараэ. У расширенной семьи могло быть своё мараэ; мараэ посвящались конкретному богу; были мараэ с социальными функциями (для сбора мужчин и принятия важных решений); другие мараэ принадлежали отдельным профессиям — знахарям, морякам, строителям Гигантских Океанских Каноэ. На крупном острове можно было найти десяток или несколько десятков мараэ.

Марае Тапутапуатеа:
Остров Раиатеа: мараэ Тапутапуатеа и центр полинезийского треугольника

Мараэ росли и развивались вместе со своими общинами — структуру достраивали и расширяли вместе с ростом статуса владельца или при захвате новых территорий (ведь мараэ подтверждает и право клана на землю). Мараэ побеждённых разрушались победителями, и сами по себе разрушались мараэ мёртвых кланов.

Тапутапуатеа, вид сверху. Видно, что в многофункциональный комплекс входят несколько объектов:
Остров Раиатеа: мараэ Тапутапуатеа и центр полинезийского треугольника

Храмы были устроены как мощёный камнями и окруженный каменной стеной (patu) двор (tahua), с алтарём (ahu) с идолом toʻo. Аху был похож на гигантский каменный стол или многоэтажную пирамиду. Внутри двора были деревянные платформы для жертвоприношений (fata rau, fata ʻaiʻai) и деревянные (из хлебного дерева) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, в честь предков и кланов-владельцев мараэ.

В священных марае боги (atua), вызванные с помощью особых ритуалов жрецами (tahuʻa), спускались на землю и вселялись в toʻo. Спустившись, атуа повышали у людей ману: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны, рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на дары богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам (особенно Оро!) было, конечно, человеческое жертвоприношение. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. “No mana, no funa”, должно быть, говорили полинезийцы в те времена.

Вокруг марае — здания разной степени святости для сокровищ, жертв, мёртвых, Гигантских Полинезийских Каноэ и проч. На алтарь для молитв забирались только священники и вожди, для всех остальных аху были строжайшим табу. Женщинам и детям нельзя было даже на двор (за исключением случаев, когда женщина была ariʻi, в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).
Остров Раиатеа: мараэ Тапутапуатеа и центр полинезийского треугольника

Понятная картинка — капитан Кук осматривает человеческое жертвоприношение в одном из таитянских мараэ:
Остров Раиатеа: мараэ Тапутапуатеа и центр полинезийского треугольникаCook attending a human sacrifice on a Tahiti marae, Webber, 1784


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *